- интенциональность речи
- отдельное слагаемое речевого или коммуникативного акта, понимаемое как субъективность или тенденциозность его производителя, исполнителя при осуществлении его общей цели, отдельных намерений. Субъективность намерений вызывает тенденциозную подачу предмета речи и соответствующие этому целевые речевые приемы. Характер представления предмета речи, какого-либо затрагиваемого в ней явления действительности (референта) чаще всего отражается на характере его восприятия адресатом: оно будет такое, какое замыслил адресант, или, наоборот, это вызовет неприятие и противоположную субъективную оценку и др. В каких-то случаях интенциональность речевого акта пройдет незамеченной или будет непонятой адресатом. Например: речевой акт К сожалению, наш сын, несмотря на все старания, не поступил в институт кем-то может быть воспринят с оценкой сожаления, другим адресатом – с чувством злорадства, а третьим – с беспристрастием и пониманием лишь факта непоступления. Политические фразы типа компартия – ум, честь и совесть нашей эпохи, демократические преобразования последнего десятилетия, заметно заряженные интенцией, понимаются политическими оппонентами «с точностью до наоборот».Желательна адекватная оценка этого слушателем. Не должно быть приписывания субъекту речи коммуникативных намерений, которых у него не было (из-за мнительности, из-за другого опыта речи и др.), а также незамечания, пропускания мимо ушей достаточно выраженных намерений.
Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология . 2015.